Вы здесь: Главная » Социальные темы для сценария

Социальные темы для сценария

Тема в сценарии: как выстраивать историю вокруг центрального вопроса

Арт Холкомб, сценарист, драматург и автор комиксов, о том, на какие вопросы следует ответить, прежде чем садиться писать сценарий, и как в процессе работы не упустить главную тему истории.

«Темы» часто являются предметом обсуждения в кинематографической среде: о них говорят все, от академиков в киношколах до продюсеров в Голливуде.

Я не раз встречал, как это слово используют применительно к множеству разных аспектов повествовательной структуры: от сюжетной структуры до эмоциональной мотивации персонажа и способов объяснить жанровые описания.

Но мне кажется, что ни в одном случае такое употребление нельзя считать корректным.

Так что же мы имеем в виду, когда говорим о теме истории?

 

Истинный смысл темы

Я считаю, что она сводится к чему-то очень простому.

На сущностном уровне тема — это то, что ваша история рассказывает о человеческой природе.

За каждой историей, которую мы рассказываем, стоит некий «месседж» — это и есть тема. Если наши культурные истории — это, по сути, мудрость старшего поколения, переданная молодежи, о том, какой является наша жизнь, тема — это уроки, которые нам пытаются привить...

... и она всегда основывается на вопросе.

 

Центральный вопрос

Все истории являются в сущности ответом на центральный вопрос, который имеет для сценариста главное значение. Таким образом мы можем относиться к тебе как ответу на вопросы, которые лежат в основе идеи.

Вот несколько классических примеров центральных вопросов.

«Чужой»: что может случиться, если кто-то попытается использовать нечто изначально злое для извлечения прибыли?

«Апокалипсис сегодня»: как война влияет на человеческую психику; какие монстры скрываются в человеческой натуре?

«Касабланка»: стоит ли бороться за что-то, если любовь должна быть принесена в жертву?

«Клуб „Завтрак“»: Что скрывается за маской, которую мы показываем всему миру?

«Выходной день Ферриса Бьюллера»: что произойдет, если ты перестанешь бояться рисковать?

«Грязные танцы»: можно ли снова обрести невинность?

«Последнее искушение Христа»: что это означает — быть настоящим человеком и по-человечески божественным?

В основе даже тех историй, которые мы оцениваем как просто развлекательные, есть центральный вопрос. И успех фильма у зрителя зависит от того, насколько хорошо изучен этот вопрос — но не от того, дадите ли вы на него ответ.

То есть вы можете начать готовиться к работе над сценарием с вопросов:

1) на какие вопросы мне приходилось отвечать в своей жизни?

2) я хотел бы, что зритель задумался — о чем?

3) я хотел бы, чтобы зритель изменил свою точку зрения на мир — как?

Как правило, тема наиболее полно отражается в отношении героев друг к другу, поэтому лучше всего начать с мыслей о том, что тема истории заключена в конфликте.

В чем заключается основной конфликт?

Какие эмоции он вызывает?

Какие ситуации возникают из этого конфликта?

 

Личный пример

В качестве примера давайте возьмем гипотетическую идею для короткометражки.

Назовем ее «Материнская любовь», это будет история о заключенном в камере смертников, к которому за час до казни приходит мать. Таким образом идея будет следующая:

«Убийцу в камере смертников в его последний час жизни навещает его мать, с которой он когда-то разорвал отношения. Для каждого это последний шанс примириться с прошлым и будущим — иначе будет поздно».

Это идея, но тема — сама суть концепции и вопрос, который я хотел задать, -

«Как примириться с монстрами в жизни социальные темы для сценария другого человека?»

Чтобы привлечь внимание какого-нибудь режиссера, давайте придумаем самую короткую, простую и наименее затратную по съемке историю? Будет всего два героя, мать и сын, и одна основная локация, пустая комната. В нем должны быть часы (чтобы понимать, что до казни осталось немного) и обстановка, знакомая нам по ТВ и кино, чтобы зрители быстро все поняли.

 

Ведущий принцип

Иногда, пытаясь следовать сюжету и продумываю характер персонажа, я понимаю, что моя тема потерлась. Очень просто забыть сразу и об общей теме, и о направлении истории, когда вы сосредотачиваетесь исключительно на написании одного момента. Но как же можно сделать так, чтобы центральный вопрос (и таким образом тема) проходил через всю историю? Ответ: нужно постоянно задавать себе вопрос — верю ли я в то, что описанная ситуация правдива? Не в смысле кинематографической правды или «голливудской правды», не в общественном смысле, а согласно моим истинным убеждениям о том, как устроен мир. Это и помогает мне держаться принятого курса.

 

Тематическая арка

Работая над историей, я хочу быть уверен, что в важные тематические моменты регулярно, согласно ритму происходят события и рождаются эмоции, благодаря этому внимание зрителя удерживается. Отвечая на перечисленные выше вопросы, я создаю нужный ритм, постоянно заново фокусируясь на своей теме.

Давайте начнем с подготовительной стадии и создадим несколько ключевых образов — или событий — в истории, при этом я хотел бы, чтобы они были как символическими, так и драматическими. Я использую метод «Нанизывание жемчужин», чтобы создать такие моменты. (Здесь можно узнать об этом подходе подробнее.)

Обратите внимание на то, что мы еще не начали писать сценарий. Сначала я рассмотрю эти моменты, а потом мы соотнесем их с естественными поворотными точками истории.

Окей, приступим.

 

Момент #1

Я заявлю о теме в самом начале истории.

Это прекрасная возможность поместить в сцену основную тему: только одной репликой или бессловесным визуальным образом, или как-то еще, но главное привлечь внимание с помощью контрастного элемента в самом начале.

Вот несколько вариантов, которые пришли мне в голову.

Я мог бы изобразить сына злостным преступником, которого приводят в наручниках, и противопоставить его молчаливо ожидающей чопорной, строго одетой материю

Я могу сделать так, что мать будет некоторое время ждать в комнате одна, а шумные тюремные звуки заставляют ее нервничать.

Или я могу начать с того, что покажу обоих героев замершими и молчащими, но в этом атмосфере будет напряжение, многозначительная неловкость, когда никто не знает, что сказать. Оба понимают, что это последняя встреча, но никто к ней так и не смог подготовиться.

Какую бы открывающую сцену я ни выбрал, в ней должен быть заложен ключ к моменту кульминации.

 

Момент #2

Я раскрываю тему ближе к концу первого акта.

Теперь, когда тема заявлена, к концу первого акта я в полной мере ее расшифровываю. Может быть, я сделаю это в диалоге, или действии, или заставлю одного героя задать этот вопрос другому. Но важно, чтобы тема была выражена полностью, чтобы предвосхитить предстоящий конфликт.

Когда неловкость будет побеждена, думаю, я сделаю так, чтобы мать призвала своего сына к покаянию.

Я могу:

сделать так, что мать отвергнет своего сына

сделать так, что мать будет просить прощения у Бога за своего сына

сделать так, что мать сначала будет добра к сыну, а потом начнет оскорблять его за все, что он сделал.

Она хочет спровоцировать его в этот момент, а он может отреагировать или нет. Здесь важен подтекст: не только то, что сказано, но также и то, что каждый старается утаить.

 

Момент #3

В течение второго акта покажите, как правдива ваша тема так, чтобы зацепить зрителя. Здесь я повышаю ставки и усиливаю напряжение, так как мы подходим к ответу на центральный вопрос.

Лично я считаю, что для прощения необходимо понимание, а значит, объяснение. Мать хотела бы, чтобы сын объяснил ей то, что, по ее мнению, за пределами всякого объяснения. Поэтому она задает ему прямо вопрос. (Запомните этот момент — я к нему еще вернусь.)

Она может:

требовать извинения за все, через что она из-за него прошла;

искренне требовать объяснений;

предложить собственное объяснение — гены, влияние отца и т.д.

отреагировать иначе, но главное, что она провоцирует его.

И в этот момент мы задали центральный вопрос. Мать пытается понять, можно ли простить это «чудовище». Но это только первая часть вопроса. Если сейчас заставить сына извиниться, то история закончится без конфликта и драмы, которые нужны зрителю.

Мы еще не раскрыли тему полностью.

 

Момент #4

Рассмотрите новый аспект темы в середине истории. В этот момент надо поменять направление, переориентировавшись на проблему для зрителя. Мы еще должны услышать, социальные что же скажет сын.

Он может:

объяснить, что не он чудовище, а его мать;

сказать, что она сделала его таким;

сказать, что она могла спасти его;

признать вину, счесть себя чудовищем, но рассказать свою историю так, что мы увидим: он не ответствен за все, что случилось, даже если не подозревает об этом.

Или придумать что-то другое. Итак, теперь ответ на вопрос получен. Мы увидели, что герои — мать и сын — чувствуют себя одинаково, обвиняют друг друга. Может быть, они сами друг друга сделали такими? Может ли один жить без другого?

И теперь давайте вернемся к тому Моменту #3 — к мысли о том, что для прощения необходимо объяснение. Правда ли это? Важно ли это вообще в конце концов?

И вот, пока они обвиняют друг друга, время идет, и я должен найти способ, чтобы напомнить им, что осталось всего несколько минут. Так мало времени, так много надо сказать. Напряжение нарастает.

 

Момент #5

Усложните тематический вопрос непосредственно к концу второго акта.

Достигли ли герои той стадии, когда готовы измениться? Теперь они должны заговорить от всего сердца. Как автор, я в полной мере развернул свой тематический вопрос. И какой же ответ нашел? Чем закончится история?

Вот какие варианты я рассматриваю.

Каждый сможет простить.

Один или оба героя не смогут простить.

Прощение не было целью, главное, что наконец они услышали друг друга.

Прощения не нужно, главное — это принятие.

Или что-то иное. Каждый из этих вариантов изменит историю, и поэтому важно понять, в какой из них вы сами верите как автор. Когда вы искренне выберете какой-то, история станет правдивой, и зрителю будет нам чем задуматься, когда он пойдет домой из кино — а не об этом ли мы говорили в самом начале?

 

Момент #6

В момент кульминации заявленная идея полностью воплощена: найдет тот или иной ответ на вопрос.

Простили ли они себя? А друг друга?

В конце истории мы уверены в двух вещах: сына казнят, а мать вернется домой одна. Ближе к конце я вставлю немую сцену, чтобы открывающая напомнила о себе эхом, благодаря чему зрители словно вернутся к исходной точке.

Источник


Источник: http://www.cinemotionlab.com/novosti/03213-tema_v_scenarii_kak_vystraivat_istoriyu_vokrug_centralnogo_voprosa/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий : Сказка социальная Сценарий используется для празднования Дня Сценарии к 1 маю в казахстане

Социальные темы для сценария Социальные темы для сценария Социальные темы для сценария Социальные темы для сценария Социальные темы для сценария Социальные темы для сценария